Елена Булыгина предлагает Вам запомнить сайт «Ленусик»
Вы хотите запомнить сайт «Ленусик»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Основная статья: Мобильная аналитика

Продуктовая аналитика в GeekBrains: обзор учебного курса

Чтобы вы понимали, кто и чему учит на новом курсе продуктовой аналитики в GeekBrains, мы подготовили «панорамный» обзор специальности: задали вопросы кураторам каждого из пяти учебных блоков. Хотелось показать вам детализированную и объемную картину: какие темы и инструменты изучат студенты за четыре с половиной месяца.

В статье тематические модули рассмотрены не по порядку следования в учебной программе, а по логике: от более общих вопросов — к частным.

Unit-экономика, аналитика продукта и бизнес-метрики

Елена Чернышева — 10 лет работает с разными видами B2B- и B2C-продуктов в сфере мобильной и веб-разработки, а также сбора данных. Участвовала в создании продукта для FMСG-производителей и торговых компаний, перезапустила сервис «Яндекс.Справочник», развивала B2C-направление сервиса «Яндекс.Недвижимость». Сейчас — product-менеджер «Яндекс.Шеф».

— Елена, привет! Первый вопрос о профессии продуктового аналитика: что он делает на практике, что должен уметь и какими инструментами владеть?

— Аналитик знает цели бизнеса и помогает ему принимать лучшие решения на основе данных.

Основное, чем занимается продуктовый аналитик:

  • собирает и готовит данные для анализа;
  • автоматизирует обработку данных и другие рутинные задачи, которые съедают время;
  • создает инфраструктуру, которая позволяет клиенту самостоятельно готовить отчеты;
  • проводит исследования, анализирует метрики, изучает поведение пользователей;
  • строит и проверяет гипотезы;
  • и главное — находит точки роста для бизнеса.

Если работа выстроена правильно, аналитик не отвлекается на повторяющиеся задачи.

Чтобы создать хорошую систему аналитики, нужно знать, где брать данные внутри и вне компании, как проверять их точность и полноту. Именно этому студенты научатся на моих занятиях.

В блоке продуктовой аналитики мы выясним, как перевести цели бизнеса в конкретные цифры и выстроить систему метрик. Как исследовать поведение пользователей и на этой основе находить места для улучшения в продукте. Что делать, если данных нет или недостаточно. Я покажу, как проверять гипотезы с помощью A\B-экспериментов и не только.

В других блоках курса студенты освоят инструменты аналитика, такие как Power BI и Python.

— Любому ли бизнесу нужны такие специалисты? Где они востребованы прежде всего?

— Любому бизнесу, который относится к тому, что он делает, как к продукту, или хочет перейти на такой подход. В России product-менеджеры и аналитики есть в штате 75 % самых богатых компаний Рунета по версии Forbes. Продуктовую аналитику берут на вооружение даже компании, которые больше про офлайн: ВТБ, Сбербанк, ПИК и другие.

Кстати, на западе многие продуктовые подходы впервые появились именно в производственных офлайн-компаниях и лишь позже пришли в IT. Например, метод OKR (Objectives and Key Results). У нас в стране, наоборот, — офлайн-компании перенимают практики у онлайновых.

— Есть ли смысл идти на эту специальность жителю маленького города?

— Там тоже есть бизнесы, но скорее эта профессия востребована в городах с населением более 500 тысяч человек. Я из Калининграда — там можно найти работу и не хватает таких специалистов.

— Это сугубо офисная работа? Аналитик должен постоянно находиться в гуще событий?

— Продуктовый аналитик должен понимать, куда движется рынок, что происходит с конкурентами, как меняется продукт. На мой взгляд, любые выводы, полученные на основе цифр, очень важно подтверждать жизнью. То есть количественные исследования хороши только в сочетании с качественными, и наоборот.

Сейчас появляется все больше распределенных команд, и устроиться на удаленку аналитик в принципе может, но не так легко, как программист. Этот путь потребует дополнительных знаний и навыков. У человека должна быть хорошая математическая подготовка или техническая база — как компенсация за более долгое погружение в бизнес.

— Какими личными качествами, на твой взгляд, важно обладать аналитику?

— Любопытством, интересом к тому, что тебя окружает. Аналитик похож на исследователя, который выясняет то, чего мы раньше не знали или не замечали. Плюс важно уметь мыслить системно, чтобы видеть структуру.

По практическим навыкам продуктовые аналитики ближе к менеджерам. Но есть еще аналитики, которые специализируются на сборе и обработке данных. Такому сотруднику важнее знание технологий, а по скиллам он ближе к инженеру или программисту.

— Сколько длится твой блок и какие практические проекты сделают студенты?

— В блоке восемь занятий, на которых будут практические задания двух типов:

  1. Подробно разбираем известные сервисы.
  2. Студенты тренируются на своих проектах или чужих сервисах, которые сами выбрали.

Вместе мы выстроим систему метрик, обозначим вещи, на которых нужно сосредоточиться, чтобы обеспечить бизнесу наибольший рост.

Маркетинг, веб- и мобильная аналитика

Дмитрий Баланин — 10 лет в маркетинге и аналитике для рынков России, Германии и Китая. Развивал performance marketing и аналитику в «Эльдорадо», Яндексе и OneTwoTrip. Сейчас — CEO Room42.ru и CEO Differture.com.

— Дмитрий, твой блок — хронологически первый в программе — закладывает фундамент для дальнейшего изучения профессии. Почему студентам так важно вначале познакомиться с основами маркетинга?

— Потому что аналитика — инструмент, а не самоцель. Можно бесконечно собирать информацию о посетителях, их взаимодействии с продуктом, продажах, но зачем? Только после ответа на этот вопрос создаются полезные бизнесу решения.

Основные заказчики аналитики сегодня — маркетинг и сфера продаж. Они хотят знать, насколько правильно выстроен каждый этап их общения с клиентом. И здесь важно помнить, что коммуникации — это не только реклама на сторонних площадках, но и взаимодействие пользователя с приложением через интерфейс.

За четыре недели занятий мы со студентами на примерах разберем, как решать задачи, которые ставят перед аналитиком маркетинг и другие заказчики: внутренние и внешние.

А еще мы подробно рассмотрим инструменты для исследования рынка, анализа сайтов и мобильных приложений, организации A/B-тестирования.

— Будут ли реальные кейсы? И какие проекты выполнят слушатели за время обучения?

— Курс целиком построен на практическом опыте: моем и компании, где мы уже реализовали более 150 аналитических проектов.

Выполняя практические задания к урокам, студенты будут решать обычные задачи продуктового аналитика: формировать KPI для проектов, настраивать аналитические инструменты, экспериментировать с интерфейсом продукта и оценивать, на каком варианте лучше остановиться.

Студенты узнают, как строить систему аналитики для разных индустрий и типов продукции. Мы также разберем типичные ошибки аналитика и как их заблаговременно обходить.

Презентация данных и аналитическая культура в компании

Евгений Малахов — 5 лет в разработке продуктов, маркетинге и аналитике. За последние два года реализовал более 100 аналитических проектов, в том числе для Pepsico, Philip Morris, KIA, Газпром. COO проекта Room42.ru. Победитель пяти всероссийских конкурсов по бизнес-проектам.

— Евгений, чему конкретно учит блок, посвященный презентации данных?

— Этот блок помогает студентам взаимодействовать с командой, правильно объяснять и преподносить результаты своей работы, подстраиваться под меняющиеся условия, в которых приходится выполнять задачи.

Умение делиться результатами своей работы и делать их полезными для других стейкхолдеров — один из важнейших навыков аналитика. Вы можете месяцами обрабатывать данные, готовить и представлять блестящие решения по улучшению бизнеса, но они так и не будут реализованы, если вы не донесете до людей, в чем ценность каждого решения и насколько окупится его внедрение.

— Какие конкретно инструменты и методы нужно изучить, чтобы правильно преподносить свои результаты? И есть ли в учебной программе реальные кейсы?

— Да, мы разбираем материал на реальных примерах. Главное, чему я научу студентов за две недели:

  • смотреть на проблемы и задачи с позиций бизнеса;
  • смотреть на проблемы и задачи с позиции дизайнера, разработчика, таргетолога, подрядчика и любого другого участника команды.

По итогам занятий студенты:

  1. Сделают презентацию для менеджмента, где обоснуют внедрение сквозной аналитики в компании.
  2. Подготовят документацию для разработчиков и рекламщиков.

Аналитик — тот человек, который наглядно объясняет всей команде (от руководства до разработчиков), какие цели наиболее приоритетны, на какие метрики ориентироваться в данном проекте и почему сейчас нужно заняться именно аналитикой, а разработку дополнительных «фич» отодвинуть на второй план.

Работа с Power BI, DAX и Power Query

Константин Севастьянов — 7 лет в информационно-аналитическом подразделении ФСО РФ, полтора года в онлайн-кинотеатре TVzavr — создавал инфраструктуру и развивал аналитику практически с нуля. С июля 2018 развивает аналитику в «Ситимобил» (сервис заказа такси) в условиях быстрого роста компании, внедряет аналитическую базу данных и BI-инструменты.

— Константин, чему научатся студенты и что они смогут делать с помощью Power BI?

— Научатся визуализировать информацию и отвечать на вопросы бизнеса, смогут подготавливать, очищать и обрабатывать данные, выбирать различные визуализации в зависимости от типа входных данных.

Но, помимо технических моментов, мне важно донести до студентов, что главный инструмент аналитика — это здравый смысл, а Power BI лишь упрощает работу и помогает быстрее получать информацию в наглядном виде.

— Сделают ли слушатели практический проект за время учебы?

— Думаю, это будет проект на примере сервиса такси, где студенты смогут использовать сгенерированный набор данных.

Работа с Python, pandas и SQL

Илья Браславский — Data Scientist в «Ситимобил». Анализировал финансовые данные в BlackmoonFG и геологические данные в Сколтехе. Окончил магистратуру МФТИ по направлению «Интеллектуальный анализ данных».

— Илья, зачем продуктовому аналитику изучать Python? И, в частности, библиотеку для научных вычислений pandas?

— Python — один из самых простых с точки зрения синтаксиса языков программирования, и в последние несколько лет он стал де-факто индустриальным стандартом для задач анализа данных. Например, та же библиотека pandas позволяет в несколько строчек кода посчитать ряд статистик для данных: математическое ожидание, медиану, дисперсию.

— Сколько длится блок? Много ли практических заданий нужно будет сделать студентам в ходе или по итогам занятий?

— Блок будет состоять из 7 занятий. В начале мы разберем основы синтаксиса и основные библиотеки для анализа данных. После этого студентов ждет введение в теорию вероятности и математическую статистику. Финальное занятие посвятим обзору ряда инструментов разработчика.

Практические задачи обязательно будут сопровождать каждое занятие. Каким будет итоговый проект по Python для аналитиков — посмотрим, но вводные данные для него студенты, безусловно, получат.

Остались вопросы? Напишите консультанту в чат или оставьте комментарий к статье. Записаться на курс продуктовой аналитики в GeekBrains можно прямо сейчас.

Пройти обучение

30 май 19, 17:41
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Продуктовая аналитика мобильных приложений


 

Срок жизни мобильного приложения зависит от любви пользователей. Чем сильнее любовь, тем дольше приложение востребовано, и тем больше создатели на нем заработают. Для анализа поведения пользователей собирайте статистику, переводите ее в метрики и анализируйте их. Это позволит понять слабые места продукта и своевременно провести корректировку функций или интерфейса. Выберите подходящий сервис аналитики для мобильных приложений. Самые популярные: Google Analytics, AppMetrica от Яндекс, AppAnnie, Flurry и Mixpanel.

Мобильная аналитика бывает трех видов: продуктовая, анализ трафика и аналитика из магазинов приложений. Они собирают разные данные и используют каждая свои показатели. Сегодня мы рассмотрим продуктовую аналитику и покажем, как с ее помощью найти ответ на злободневные вопросы.

Популярно ли приложение?

Чтобы это узнать, смотрите на общее количество пользователей и на количество новых пользователей. Это два показателя: Total Users и New Users. Показатели рассчитываются на заданную дату, поэтому анализируйте динамику их прироста. Для привлечения New Users используйте рекламу и маркетинговые активности. Следите, чтобы приток новых пользователей покрывал отток (Churn Rate), иначе приложение останется без аудитории.

Любой бизнес держится на постоянных клиентах, поэтому регулярно анализируйте трафик - активных пользователей мобильного приложения. Это показатели DAU — количество посетителей за день, WAU — за неделю и MAU — за месяц. В подсчете участвуют только уникальные пользователи, повторные визиты не считаются. Если человек ежедневно использует приложение, его считают каждый день для DAU и один раз для WAU или MAU. Для рекламной монетизации наиболее важна метрика DAU, с помощью которой рекламодатели принимают решение об эффективности размещения рекламы. Придумывайте идеи, чтобы пользователи заходили каждый день.

Популярность мобильных игр оценивают с помощью метрики Users Online. Она фиксирует количество пользователей, находящихся в приложении одновременно и демонстрирует интерес к игре в целом. Метрика полезна и для других типов приложений. Она покажет время максимальной нагрузки на сервер и определит, когда рассылать push-уведомления.

Когда бить тревогу?

  1. Приток новых пользователей ниже оттока — New Users < Churn Rate.
  2. Показатели DAU и MAU равнозначны, значит, подавляющее число пользователей — «однодневки».
  3. Users Online превышает максимальную нагрузку на сервер.

Как узнать, довольны ли пользователи?

Для этого используйте две группы метрик: Retention и Activity. Показатели Retention считают количество вернувшихся пользователей и динамику их изменения. Как правило, смотрят долю вернувшихся на следующий день (1-day retention), через неделю (7-day retention) и через месяц (30-day retention). В группу Activity входят показатели Users Online, Sessions, Average Sessions Length и Life Time.

Если пользователи довольны опытом взаимодействия с приложением, они вернутся снова. Поэтому отслеживайте метрики 1-day и 30-day retention. Если 1-day retention низкий, вероятнее всего, в приложении есть проблемы: огрехи в юзабилити, неудобство интерфейса или непродуманные пользовательские сценарии. Метрика 30-day retention показывает долю пользователей, которые обычно становятся ядром лояльной аудитории.

Гипотетически метрики day retention могут быть равны 100%. Это может случится, если все пользователи, которые скачали приложение, остались верны ему навечно. Но на практике это невозможно, поэтому добивайтесь, чтобы показатели росли в динамике. Для этого отслеживайте Retention Dynamics. Найдите все скачки на графике и попробуйте понять, с чем они связаны: сезонность, реклама, специфические закономерности и др.

Отдельно следите за Sticky Factor — показателем регулярности посещений. Он рассчитывается как соотношение DAU к MAU. Чем выше значение, тем чаще пользователи в среднем заходят в приложение. Если Sticky Factor ниже 3%, пользователи заходят в приложение реже одного раза в месяц. Стремитесь к значению 50%.

Чтобы узнать, как часто пользователи заходят в приложение, разделите общее количество посещений (Sessions) на показатель DAU. Идеальные показатели зависят от типа приложения. Например, для длительных мобильных игр отличным значением будет 2 сессии в день, для коротких игр — 4-5 сессий в день.

Считайте среднюю продолжительность одной сессии — Average Sessions Length. Значения также разнятся по видам приложений. Желательно, чтобы для игр или чтения показатель был большим, а для сервисов вызова такси или заказа еды — низким. При рекламной монетизации стремитесь к максимальному показателю — 30 минут.

Каждый пользователь приложения имеет свой Life Time, т.е. срок жизни от установки до удаления приложения или последнего посещения. Считайте метрику для узких сегментов, чтобы понять поведение аудитории и увеличить срок использования: платящие и неплатящие пользователи, игроки, дошедшие до заданного уровня, и др. Разрабатывайте пользовательские сценарии и запускайте спецпредложения, чтобы удержать пользователей в конце типового Life Time.

Когда бить тревогу?

  1. Низкие показатели day retention.
  2. Retention Dynamics имеет отрицательный рост.
  3. Sticky Factor меньше 3%.
  4. Снижение Life Time.

Сколько денег приносит?

Доходы от мобильного приложения считают в виде общей выручки (Gross) и в виде выручки, очищенной от комиссий магазинов приложений (Revenue). Gross — это суммарный объем платежей за весь срок существования приложения. Для расчета Revenue вычтите платежи магазинам из значения Gross.

Еще рассчитывают Average Check — средний доход на одну транзакцию. Для расчета разделите значение Gross на количество транзакций, и вы получите средний чек. Если каждый платящий пользователь платил всего один раз, то метрики Average Check и ARPU будут совпадать.

Доход на каждого пользователя рассчитывается показателями ARPU и ARPPU. Показатель ARPU (Average Revenue Per User) — это средний доход на одного пользователя. Показатель ARPPU (Average Revenue Per Paying User) — это средний доход на одного платящего пользователя. Обе метрики считают за выбранный период. Дополнительно рекомендуем посчитать показатели отдельно для каждого среза целевой аудитории: для новых пользователей, для постоянных, для пользователей с разным Life Time.

Когда приложение платное, показатели ARPU и ARPPU будут равны. Если повышать цены, то метрика ARPPU будет расти, а ARPU — падать. Если снизить цены, показатель ARPPU упадет, потому что пользователи станут платить меньше. Но показатель ARPU вырастет, потому что контент начнут покупать неплатящие пользователи.

Когда бить тревогу?

  1. Gross и Revenue существенно меньше запланированных в бизнес-плане.
  2. ARPU и ARPPU существенно ниже средних по отрасли.

Выгодно ли приложение?

Если не брать в расчет затраты бизнеса, быстро оценить рентабельность мобильного приложения позволяют метрики CPI и LTV. Первый показатель — это Cost per Install, т.е. средняя стоимость установки приложения. Для его расчета разделите общие расходы на рекламу и маркетинг на количество установок за весь период работы приложения. Показатель LTV (Lifetime Value) показывает средний доход, который приносит один пользователь за все время использования продукта. Для его расчета перемножьте показатели ARPU и Life Time. Метрика показывает общую доходность приложения.

Следите, чтобы затраты на установку приложения всегда были ниже дохода, который приносит один пользователь. Чем дольше пользователь работает с приложением, тем выше доход он принесет разработчикам. Если приложение монетизируется только за счет показа рекламы, то один пользователь должен приносить 10$ за год. Это примерно 10-12 минут посещения приложения ежедневно.

Когда бить тревогу?

  • Показатель CPI ниже ARPU;
  • Показатель CPI ниже LTV.

Сможет ли принести больше денег?

Проанализируйте, сколько уже пользователей покупали платный контент или опции. Для этого смотрите на Paying Users, Paying Share и Paying Conversion. Первый показатель — количество платящих пользователей. Второй — доля платящих пользователей от общего количества активных пользователей. Третий — доля платящих пользователей от общего числа всех новых пользователей. Все показатели считаются за выбранный период.

Обратите внимание на динамику изменений Paying-метрик. Если показатель Paying Share низкий или падает, значит, платный контент не интересен. Стимулируйте пользователей совершать покупки: вводите новые платные опции, запускайте скидки, продавайте подсказки. Найдите на графике сильные скачки конверсий и разберитесь, что повлияло на резкий рост. Когда найдете причину или закономерность, внедрите это в стратегию монетизации.

Каждая оплата пользователя фиксируется сервисом статистики: кто оплатил, когда и сколько. На основании данных для анализа доступны метрики Transactions и Transactions by User. Первая метрика — это общее количество платежей за выбранный период. Вторая — среднее количество платежей на одного пользователя.

Чтобы высчитать Transactions by User разделите общий объем транзакций на значение Paying Users. Показатели транзакции демонстрируют, насколько пользователи вообще готовы платить. Если значение Transactions by User больше 1, пользователи совершают более одной покупки. Если меньше, то покупки в приложении происходят редко.

Когда бить тревогу?

  1. Paying-метрики сильно снижаются.
  2. Transactions падает.
  3. Transactions by User меньше 1.

Запомните

На успешность мобильного приложения влияет множество факторов. Если сегодня дела идут прекрасно, завтра все может стать по-другому. Выйдут новые конкуренты, магазины приложений изменят правила или поменяются предпочтения пользователей. Поэтому постоянно держите руку на пульсе и отслеживайте динамику показателей. Для этого установите сервис аналитики и проводите анализ каждую неделю.

Подборка

Тем, кто интересуется мобильными приложениями, рекомендуем другие статьи в блоге по теме:

Про выбор и тестирование идеи

О дизайне

О дизайне-2

Про монетизацию

О выборе языка программирования

О выборе языка программирования-2

Про ошибки в iOS разработке

Подбор площадок для тренировки навыков программирования на Swift

Интервью с профильным преподавателем и деканом факультета

Вебинары

Objective-C vs Swift. С чего начать

Введение в iOS-разработку

Введение в iOS, MVC и Objective-C

Будущее уже здесь! React Native: один код для iOS и Android

Бесплатные курсы

Android. Быстрый старт

Интенсив «Программирование на Swift с нуля»

Пройти обучение

25 апр 18, 13:25
0 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Показаны все темы: 2

Последние комментарии

нет комментариев
Читать

Поиск по блогу

Люди

7 пользователям нравится сайт lena2018.mirtesen.ru